ГлавнаяКратчайший курс новейшей экономики (ликбезы по мировым финансам) → Анализ налоговой системы Украины. Уравнение баланса

*Анализ налоговой системы Украины. Уравнение баланса

14 февраля 2014 года

Министерство доходов и сборов УкраиныСуществующая налоговая система сложилась в период становления государства, которое возникло на нашей территории совсем недавно в начале XIX века, придя на смену княжествам или воеводствам (Московия дожала Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское, которое «историки» сознательно теперь называют княжеством Литовским), т.е. военным (и торговым) союзам городов и селений, где действовали законы местного самоуправления, сводившиеся к коллективной и власти лучших. Некоторые такие княжества сохранились и в наше время (как государства в государстве) — Монако (Франция), Андорра (Испания), Сан-Марино (Италия), Люксембург (Германия) и прочие (в основном для разных криминальных схем, утратив свой прежний дух и смысл).

Несколько дополню классика (В.И. Ульянова-Ленина) работами (в том числе в Гарвардском проекте по изучению латентной гомосексуальности всё-того же упомянутого вождя) Колмыкова Игоря Борисовича (больше известного как Григорий Петрович Климов). Современное государство – это система насилия выродившегося меньшинства над здоровым большинством (опустил неуместные, на мой взгляд, здесь деления на классы или даже нации, являющиеся уже следствием). Болезненный комплекс власти вырожденцев не может быть реализован без рабства. Можно выделить этапы:

  1. силовое принуждение (рабов) наёмной армией;
  2. рабство через узурпацию земли монархом, нарезавший её по собственному произволу феодалам (крестьяне могли или не могли менять хозяина);
  3. узурпация ресурсов (и финансов) «бывшей свитой»: олигархами (и банкирами), за которые теперь трудятся целые государства (с монархами или президентами).

Этот цикл общественного развития завершается. Имеем парад «звёзд» (все старые формы выстроились в ряд): или же мы вернёмся к власти лучших (но уже как государство для всего народа), или же опять к силовому принуждению через тотальную слежку, ограничения перемещения, безработицу и прочие формы умерщвления. Тем не менее в налоговой системе отражается не только фискальная её суть, замешенная на безудержных жадности и стремлении к насилию дорвавшихся до власти, но и много положительного – регулирующие и даже мотивирующие функции. Разные были у нас периоды, оставившие свой след. Вот ревизию и пора сделать.

Можно выделить следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог на землю, сооружения и прочее имущества (фактически налог на прибыль прошлых периодов, компенсация за уклонение от налога выше);
  • налог на добавленную стоимость (НДС) – фактически на потребление, больше платят богатые;
  • налог с оборота – атавизм таможенных сборов, при определённых условиях может выступать плохой альтернативой НДС (и налога на прибыль), но способствует раскручиванию инфляции;
  • акцизы и прочие сборы (рассматривать не будем);
  • подоходный налог на физлиц (рассматривать не будем, фактически это НДС с предоплатой, который почему-то возложили на бедных, с ростом з/п процент падает и после определённой суммы оставшаяся часть вообще не облагается, планку в наших условиях нужно или выровнить для всех, или наоборот увеличивать с ростом доходов, но лучше всё возложить на НДС).

В ликбезах по мировым финансам мы рассмотрели, какой может быть прибыль:

  1. нулевая прибыль – при натуральном обмене (без денег), при социалистическом способе перераспределения прибылей и убытков (нивелировали друг друга) кризисов дисбаланса (уменьшения на величину прибыли) спроса и предложения товаров не могло быть в принципе;
  2. прибыль – как расходы будущих периодов (в основном на рост и обновление активов предприятий), частный случай нулевой прибыли, вызванной фазовыми (во времени) сдвигами доходов и расходов, приводила к временным дисбалансам и кризисам, пока эмиссия не была передана государству или не возник банковский кредит (лучшее тогда решение);
  3. избыточная прибыль (в период высокой производительности труда), которая не может быть потрачена внутри страны (или слишком большая, или имеет незаконное происхождение) – причина регулярных растущих дисбалансов (и современных кризисов), выравнить их можно только ростом госрасходов (обычно наоборот сознательно сокращают в кризис) за счёт эмиссии, а банковский кредит способен лишь отсрочить кризис, но нарастить его волну за все периоды отсрочки (сознательно продвигают, позволяя банкирам ограбить народ и предприятия в кризис, возобновив спрос на кредит).

Прибыль (разница между текущими доходами и расходами) – как расходы будущих периодов, как таковой прибылью в современных условиях не является. Её придумали при «царе Горохе» налоговики. Есть периоды накопления средств и покупки в основном новых активов или восстановление старых. Замедлять развитие предприятий, значит — «рубить сук, на котором все сидят». Но постоянных рецептов не бывает. В период спада экономики (роста безработицы) такой налог – преступление. А в период безудержного роста может быть полезен, но не обязателен (есть ведь и другие налоги). В Украине предприятия вынуждены уклоняться от этого налога (занижать прибыль), что затем приводит к необходимости вывода средств в офшоры, где нет необходимости пояснять их происхождение.

То, что вывести за границу не удалось (в том числе и признано перед налоговыми органами), облагается налогом на землю, сооружения и прочие активы. Фактически это компенсация или повторное обложение прибыли (только уже прошлых периодов), ставшей причиной происхождения имущества предприятий и граждан. И отношение здесь должно быть таким же (иногда можно позволить взымать, но не обязательно). Местные бюджеты можно пополнять и из других источников. А вот избыточную прибыль, приводящую к кризисам, нужно или изымать (и перераспределять) полностью, или же национализировать предприятия (что почти одно и тоже), ликвидировав олигархов и банкиров как класс. Многие «умники» скажут мне, что целая группа олигархов балансирует на уровне нулевой рентабельности и никаких сверхприбылей не имеет.

На самом деле, этому способствует схема вывода прибылей заграницу. Некий финоператор (так часто называют в схемах) оказывает какие-то фиктивные услуги или лучше продаёт программное обеспечение такому предприятию. В результате эти суммы за вычетом комиссионных (5-12%) оказываются на счетах предприятия олигарха заграницей обычно как доход от услуг этому же финоператору (напрямую или же через посредников). Более 80% таких вывезенных средств приходятся на олигархов и банкиров. Зря вы думаете, что, устранив их как класс, будет меньше выводиться денег. Остальной бизнес, вздохнув с облегчением, перекачает себе прибыль олигархов и банкиров (но ведь легче контролировать десяток олигархов). Даже после национализации добычи, ресурсов и банков без отмены налога на прибыль мы будем иметь дисбалансы (рост безработицы) и кризисы из-за вывода денег заграницу, учтённые в стоимости товаров внутри страны.

Что остаётся государству? НДС! Основные сборы (около 65%) именно по этому налогу, который взымается с конечного потребителя, между прочим, а не с преприятия. Альтернативой может быть налог на оборот, но он способствует росту инфляции. Предприятие может продавать товар по себестоимости только с убытками. Плательщики НДС могут продавать товар даже ниже себестоимости. Налоговым агентом здесь является само предприятие, которое перечисляет Казначейству разницу между налоговым обязательством (возникает в момент продажи товара) и налоговым кредитом (в момент закупки на склад). В указанном случае разница будет отрицательной, фактически это — доход, равный 20% (ставка НДС) от убытков продаж ниже себестоимости (плюс, не надо забывать, уменьшения по налогу на прибыль). Недостаток НДС – одинаковость (20%) ко всем группам товаров, должен быть ниже к товарам первой необходимости. Достоинства – больше платят те, кто больше потребляет (т.е. богатые).

В своё время отменили НДС на экспорт, что послужило сразу поводом создания мошеннических схем по возмещению НДС по товарам, которые даже реально не пересекали кордон. Тут следовало бы сделать ставку на дотации (способствуют понижению цен и внутри страны), а также взять под контроль весь импорт и экспорт. Ну, судите сами: спекулянту выгодно ввести более дешёвый импортный товар, вроде и потребителю выгодно его купить. Но из страны ушла валюта, соответствующее отечественное предприятие потерпело убытки (снизив внутренний спрос). В результате имеем долги в валюте и безработицу. Что помешало отрегулировать цены дотациями за счёт налоговых сборов или эмиссии национальной валюты? Вначале отсутствие у власти воли из-за стремления легализовать вывезенную заграницу прибыль, за которой последовали предательские торговые соглашения и правила (с запретами или ограничениями на защиту отечественного производителя).

Если оставить только НДС, его средневзвешенный размер в начале вырастит (станет более 20%). Но за счёт прибыли системообразующих предприятий после их национализации можно будет уменьшить. Минимизация вывода капитала заграницу и дотации предприятиям могут способствовать росту ВВП (базы налогообложения), что сделает налог даже меньше 20%.

 

blog comments powered by Disqus

Оставьте свой комментарий

Ваше имя:

Комментарий:

Для выделения используйте следующий код: [i]курсив[/i], [b]жирный[/b].
Цитату оформляйте так: [q = имя автора]цитата[/q] или [q]еще цитата[/q].
Ссылку начните с http://. Других команд или HTML-тегов здесь нет.

Сколько будет 46+1?